Типы спецшин исходя из особенностей рисунка протектора

Подбирать индустриальные шины исключительно по типу техники – самый упрощенный, но не самый верный способ. Также нужно принимать во внимание вид колес (ведущие, ведомые, направляющие) и, обязательно, условия эксплуатации.

Основные типы рисунков протектора спецшин (названия основных типов формы рисунка протектора согласно альтернативной классификации указаны в скобках):

Шина Armour R-4

Елка (тяговый, traction) 

Пример – модель Armour R-1

Модель шин Armour L-3

(гладкий, ассиметричный, smooth)

Пример – модель Armour L-5S

Спецшина Armour E-3

(скальный насыщенный, rock flush)

Пример – модель Armour E-4B

Индустриальные шины Armour L-4

Волна (скальный, rock)

Пример – модель Armour L-3

Armour L-5/KL-5 - резина индестриальная

Клюшка (тяговый, traction)

Пример – модель Armour SK300

Шины Armour модель L-2

Буква Z или Черепаха

Пример – модель Armour EV4

Протектор шины Armour L-5S

Шашка или Ромбики (блочный (плавающий), flotation (block))

Пример – модель Armour C-2

 

Шины Armour IMP 600

Шашка или Шевроны (блочный (плавающий), flotation (block))

 Пример – модель Armour TI200

 

Индустриальная шина Armour I-1

 

(оребренный, rib)

Пример – модель Armour I-1

 

 

 Особенности каждого типа рисунка

Наиболее популярным рисунком индустриальных шин является рисунок скального типа. Скальный рисунок имеет массивные грунтозацепы, разделенные неширокими канавками, ориентированными в поперечном направлении по отношению к направлению движения оси колеса. Рисунок специально предназначен для предотвращения порезов острыми камнями. Массивные грунтозацепы обеспечивают достаточно большую площадь контакта с поверхностью дороги для обеспечения требуемой износостойкости. 

Модификацией скального рисунка является скальный насыщенный рисунок, принципиально выполненный по аналогии с основным вариантом, но отличающийся от него отсутствием канавки по центру коронной (беговой) части протектора. За счет большей площади контакта имеет более высокую износостойкость, чем скальный рисунок.

Тяговый рисунок выполнен сочетанием относительно узких грунтозацепов, расположенных под углом друг к другу, и широких канавок. Широкие канавки этого рисунка обеспечивают хорошую тягу, которую увеличивает превосходная самоочищаемость наклонных грунтозацепов.

Тяговый рисунок является направленным. Это означает, что на ведущих колесах рисунок ориентирован в противоположном направлении. Относительно небольшая площадь контакта делает рисунок менее порезо- и износоустойчивым, чем рисунок скального типа.

Блочный рисунок носит также название «button» (кнопка) за форму элементов протектора и «алигатор» за особенность внешнего вида рисунка протектора в целом.

Шины с блочным рисунком обычно имеют широкий протектор и скругленные плечевые зоны. Большая площадь контакта в совокупности с характером расчленения беговой части канавками обеспечивает не только невысокое контактное давление, а, следовательно, хорошую флотацию (расположение на поверхности, незарываемость в грунт), но и передачу тягового усилия на рыхлых, сыпучих и переувлажненных грунтах. 

Оребренный рисунок имеет прямые продольные или зигзагообразные канавки, ориентированные в направлении движения, что способствует лучшей управляемости, увеличению сопротивления боковому уводу и скольжению, обеспечивает курсовую устойчивость. Имеются варианты оребренного рисунка с грунтозацепами в плечевых зонах. Шины с оребренным рисунком используются главным образом на ведомых и управляемых колесах.

Шины с гладким протектором используются на технике, работающей в условиях подземных разработок, т.к. имеют самую высокую стойкость к износу и порезам. Гладкий рисунок имеет поперечные канавки, которые используются для замеров степени износа.

Глубина рисунка

В соответствии с международной классификацией существуют четыре основных типа шин по глубине рисунка протектора: шины с уменьшенной глубиной рисунка, шины с обычной (стандартной) глубиной рисунка, с углубленным рисунком и со сверхглубоким рисунком.

Протектор с большим калибром увеличивает ресурс шины по износу. Однако, чем больше калибр протектора, тем более высокая температура развивается в шине. Поэтому условия работы шин с протектором увеличенной глубины должны быть тщательно оценены, чтобы предотвратить тепловое разрушение шины и другие опасности теплового воздействия. Шины со сверхглубоким протектором применяются в подземных рудниках на тихоходных машинах. 

Углубленный и сверхглубокий рисунок имеет высоту в 1,5 и 2,5 раза больше, чем обычный, соответственно. Возможны также промежуточные варианты.

Как правило, шины с обычным и глубоким рисунком протектора имеют разный наружный диаметр, и одинаковый диаметр по первому слою каркаса. Наружный диаметр сверхглубоких шин такой же, как у шин с глубоким рисунком, а диаметры по первому слою каркаса разные. В случае замены шин необходимо принимать во внимание разницу в их наружных диаметрах.

Шамраёва Виктория


Эта статья была опубликована: 07 июл. 2014