Как правильно выбрать шины для сельхозтехники, в частности шины для тракторов
Правильно подобранные шины – залог исправности и долговечности любого вида автотранспорта, особенно сельхозтехники. Спецтехника, которая порой работает круглосуточно, подвергается самым суровым воздействиям: это и большие нагрузки, и различные погодные условия. На производительность техники в значительной мере влияет качество применяемых шин. Так как же не потеряться в море шин и приобрести качественную резину на трактор, сеялку или комбайн? Помните, шины для сельхозтехники должны обладать, прежде всего, наилучшим сцеплением, надёжной проходимостью, устойчивостью к порезам, проколам, хорошими самоочистными свойствами на частичном или полном бездорожье, способностью выполнять поставленные перед техникой задания, работать с наименьшим давлением на почву.
 
Научно-технический прогресс существенно повлиял на развитие аграрного комплекса во многих странах мира: аграрии стали использовать новые мощные виды сельхозтехники, главным преимуществом которых является комплексная механизация. Повышается как урожайность, так и рентабельность, производительность агропромышленного комплекса в целом, снижается трудоемкость процессов, экономится ручной труд. Но мало кому известно, что применение современных видов техники ухудшает плодородие грунта. Проведённые модельные опыты в регионах Украины и странах СНГ нарисовали неутешительную картину: колёсный трактор за один проход по почве снижает уровень сбора зерновых и зернобобовых культур на 8-17%. При увеличении количества проходов по одному следу до 4-5 раз уровень недобора повысится в 1,5-2 раза, примерно до 25-30%. С каждым годом увеличиваются площади обрабатываемых сельскохозяйственных угодий. Аграрии стремятся свести к минимуму потери урожая, уменьшая общую себестоимость изготовляемой продукции. Использование современной сельхозтехники должно обеспечивать владельцу рентабельность и производительность, не забывая о безопасности для окружающей среды. Производительность является самым главным звеном в этой цепочке, и напрямую зависит от правильного выбора покрышек. Поэтому для выполнения различных сельскохозяйственных работ нужно использовать такие агрошины, которые с легкостью выдерживают существенные нагрузки. При этом они должны быть предельно гибкими для выполнения работ по транспортировке тяжелых грузов, не грузнуть и не уплотнять почву.
 
Для спецтехники в сельском хозяйстве используют как радиальные, так и диагональные автошины. Радиальные бескамерные шины отличаются особой конструкцией, за счет чего они стоят дороже, но срок их эксплуатации увеличен на 33%. Шинопроизводители увеличивают объемы производства именно радиальных шин, поскольку у таких покрышек площадь соприкосновения с поверхностью (т.е. пятно контакта) больше. Пятно контакта радиальных шин напоминает прямоугольник, у диагональных покрышек пятно контакта в передней и задней части ограничивается полуокружностями. Благодаря увеличенной площади соприкосновения радиальные покрышки обладают как повышенными сцепными свойствами, так и большей эластичностью при очень низком внутреннем давлении – порядка 80-100 кПа. Радиальные шины могут работать при минимальном внутреннем давлении до 60 кПа, а диагональные – до 110 кПа. Но следует помнить, что допустимая нагрузка на шины, прежде всего, зависит от вида техники. При скорости 30 км/ч и внутреннем давлении 60 кПа шины для тракторов и комбайнов выдерживают максимальную нагрузку 1325 кгс. С увеличением скорости уменьшается максимально допустимая нагрузка на шины. Современные спецшины должны эксплуатироваться в диапазоне низкого рабочего давления, благодаря чему на почву оказывается минимальное давление.
 
Тракторные шины - критерии выбора
 
Правильный выбор шин на трактор определяется следующими критериями:
 
- Размеры заменяемой и новой покрышки должны соответствовать друг другу. Если шина не подходит колесу по размеру, то агрегат не будет нормально функционировать.
 
- Конструкция покрышки и рисунок протектора должны соответствовать типу почвы, на которой выполняются работы. Для влажных и рыхлых грунтов шина должна быть более широкой с увеличенным расстоянием между грунтозацепами. Для поверхностей с высокой степенью адгезивности следует выбирать покрышки с большим расстоянием между грунтозацепом. Для работ на заболоченных или влажных весенних грунтах следует выбирать протектор с повышенными самоочистными свойствами.
 
- Монтаж шин для тракторов должен выполняться в соответствии с техническими требованиями. На переднюю ведущую ось устанавливают шины с переменным углом наклона грунтозацепа. Переднюю ведомую ось обувают в оребренные шины с учетом следующего момента: количество ребер должно быть обратно пропорциональным влажности грунта (выше влажность – меньше продольных канавок). С/х шины, в которых угол наклона грунтозацепов составляет 23°, обычно одевают на задние колёса. Кроме того, если почва очень сырая, тогда следует использовать автошины с переменным углом наклона грунтозацепа. Спецшины с фиксированным углом наклона устанавливаются на заднюю пару колёс.
 
- Шины для тракторов должны соответствовать мощности спецтехники и выдерживать те максимальные нагрузки, которые определены производителем. Следует учитывать не только вес самого трактора, как это предусмотрено в технической документации, но и вес всего оборудования, установленного на борт тягача. Шины с повышенной мощностью (усиленные) отличаются от обычных более широкими грунтозацепами и/или меньшим расстоянием между ними.
 
- При выборе шин на трактор обращайте внимание на тип дисков, и соответствие их друг другу.
 
Если говорить о недостатках современных шин для сельхозтехники, то кроме возможности возникновения различных механических повреждений, перепад температур также считается их слабой стороной. Ведь температура окружающей среды влияет на внутреннее давление шин. Водителю необходимо контролировать давление и корректировать его относительно температуры окружающей среды. Неверное давление влияет на внешнее состояние резины. При очень низком давлении в резине, т.е. уровень давления ниже установленного производителем, заминаются боковины, что может привести к разбортировке, разгерметизации и даже разрушению конструкции покрышки. При повышенном давлении - значительно увеличивается износ протектора.
 
Хорошо взвесив все за и против, сделав выбор в сторону более дорогой или более дешевой резины, не лишней будет консультация у специалиста.
 

Шамраёва Виктория


Эта статья была опубликована: 07 июл. 2014